simply_masha (simply_masha) wrote in art_fencing,
simply_masha
simply_masha
art_fencing

Артистизм в Сольном выступлении


Вместо эпиграфа:
Моя школьная подруга, которая умудрилась стать актрисой и моделью, рассказывала что им рассказывали - что преподавателю рассказывали - что тому говорили... итд что великий Станиславский сначала был так себе актером. И систему свою он создал прежде всего для себя.
Не знаю, сколько в таких байках правды...
Но подозреваю, что оч долго могу прождать прежде чем великие актеры от арт-феха откроют нам свои тайны. :) 



Категория «Соло» наиболее сложна для понимания как зрителями, так и спортсменами. Человек, дерущийся с воздухом – при отсутствии актерского мастерства – вызывает только недоумение. Для того, чтобы номер категории «Соло» смотрелся на сцене, к фехтовальным движениям должен прилагаться артистизм исполнителя.

Артистизм – это воплощение выбранного образа. Максимальная оценка за артистизм составляет в сольном выступлении 4 балла из 30.

При определении победителя на турнирах счет подчас идет на десятые доли баллов. Вместе с тем сейчас то, как арт-фехтовальщик проявит в своем выступлении такое качество как артистизм – отдается на волю случая.

На данном этапе развития спортивной дисциплины в арт-фехтование приходят в основном взрослые люди, не имеющие профессиональной актерской подготовки.

Нельзя считать, что артистизм не важен, что спортсмен «как сможет, так и сыграет» или же просто сценически бездарен, и его обучение бессмысленно. До того уровня актерского мастерства, который необходим для нашего вида спорта, методичным обучением достаточно быстро можно довести любого. И, безусловно, лучший способ обучения арт-фехтовальщиков актерскому мастерству – это частые выступления и сценический опыт.

Далее приведены техники, которые я считаю необходимыми и при этом легко выполнимыми. Ни одно из описываемых упражнений не требует мифического таланта и «выжимания» из себя чувств. Обязательными являются время, желание заниматься и уверенность в целесообразности исполнения.  

В актерском мастерстве приняты два подхода: «от внутреннего в внешнему» и «от внешнего к внутреннему». Первому подходу учит своих последователей система Станиславского, суть которой состоит в том, что надо чувствовать как исполняемый герой и жить его жизнью. Второй подход свойственен системе Чехова. В соответствии с ней физическое действие на сцене влечет за собой чувства и переживания.

Обучение актерскому мастерству по книгам Чехова с большой долей вероятности окажется для арт-фехтовальщиков проще, понятнее и доступнее.

С первых страниц книги «О технике актера» Михаил Чехов говорит о внимании и воображении.

Он определяет воображение как способность видеть образы, не связанные непосредственно с реальной жизнью и не являющиеся воспоминаниями.

Автор учит, что прежде чем сыграть героя на сцене, с героем надо сначала познакомиться, с помощью воображения задав ему все интересующие вопросы.

«…основа способа – ваше воображение. Задавая вопросы, вы хотите увидеть то, о чем спрашиваете. Вы смотрите и ждете. Под вашим вопрошающим взглядом образ меняется и является перед вами как видимый ответ. В этом случает он продукт вашей творческой интуиции. И нет вопроса, на который вы не могли бы получить ответа. …

Если вы спросите, например, вашего героя, как входит он в первый раз на сцену в обстоятельствах, данных автором, вы, по всей вероятности, получите почти мгновенных ответ – образ сыграет перед вами свой выход. Но вы можете также спросить, каково отношение лица, которое вы должны изображать на сцене, к другому лицу в пьесе, и ответ может прийти уже не с такой быстротой».

В соответствии с системой Михаила Чехова может быть составлена краткая инструкция по «знакомству с героем», названная техника вопросов и ответов. 

 

Техника вопросов и ответов.

Следует узнавать своего героя, задавая ему вопросы. Ответы приходят в виде образов. Художественный герой видится актеру как живой, но незнакомый человек. Для начала технику стоит испробовать на друге или родственнике.

1.    Увидеть образ человека и задать вопросы по отношению к нему.

а) рост

б) объемы тела

в) прическа (цвет волос, длина, украшения)

г) лоб, глаза, брови, ресницы, нос, щеки, губы, шея, плечи, кисти и т. д.

д) одежда

2.    Что и о чем человек думает, что чувствует, чего хочет.

В данном случае – мы можем получить и осознать информацию не только о внешнем виде образа знакомого человека, но и о его внутренней жизни (мысли, чувства, желания), так как образ целиком является продуктом воображения.

Далее Михаил Чехов говорит о внимании.

«По мере того как … вы развиваете свое воображение, оно становится все более гибким и подвижным.
Вы должны обладать достаточной силой, чтобы быть в состоянии остановить их движение и держать их перед вашим внутренним взором так долго, как вы этого захотите. Сила эта есть способность сосредоточивать свое внимание.
Сила концентрации, которой мы пользуемся в обыденной жизни, недостаточна для актера с развитым воображением».

В понимании Чехова внимание есть процесс, состоящий из 4 действий:  

1. Вы держите незримо объект вашего внимания.

2. Вы притягиваете его к себе.

3. Сами устремляетесь к нему.

4. Вы проникаете в него.

Для успешного исполнения техники вопросов и ответов необходимо периодическое выполнение двух предлагаемых Михаилом Чеховым упражнений.

 Упражнение 1. («Процесс внимания»)

«Выберите простой предмет. Проделайте … действия, составляющие процесс внимания: держите предмет, притягивайте его к себе, устремляйтесь к нему, проникайте в него, как бы стараясь слиться с ним. Продолжайте упражнение, следя за теми, чтобы ни органы ваших чувств, ни мускулы тела не напрягались излишне.

Меняйте объекты вашего внимания в такой последовательности:

1.                        Простой, видимый предмет.

2.                        Звук.

3.                        Человеческая речь.

4.                        Простой предмет, вызванный в воспоминании.

5.                        Звук, вызванный в воспоминании.

6.                        Человеческая речь (слово или одна фраза), вызванная в воспоминании.

7.                        Образ человека, которого вы хорошо знаете, вызванный в воспоминании.

8.                        Образ, взятый из пьесы или литературы.

9.                        Образ фантастического существа, пейзажа, архитектурной формы и т.п., созданный вами самими.

Упражняйтесь до тех пор, пока внимание с его четырьмя действиями не станет для вас легко выполнимым единым душевным актом».

Возможны так же усложненные и расширенные варианты этого упражнения.

 

Упражнение 2.  

«Начните упражнение с простых воспоминаний (предметы, люди, события). Старайтесь восстановить возможно больше деталей.
Выберите небольшую законченную сцену из хорошо знакомой вам пьесы.
Поставьте перед действующими лицами ряд задач (вопросов) общего характера, например, ярче выявить ту или иную черту характера… проследите изменения, которые произойдут в игре образов под влиянием ваших вопросов».

 
После овладения техникой вопросов и ответов арт-фехтовальщику, задействованному в постановке сольного выступления, необходимо перейти непосредственно к воплощению своего конкретного героя.

 
to be continue...
(в том случае, если тема окажется интересной, разумеется. Далее - Схема воплощения и Заполнение Экспликации :) ).
Было бы интересно услышать комментарии, поправки и заметки.


Tags: артистический аспект выступлений
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments